Дорожные реки: чем заменили ямочную политику?

64
переглядів

Похоже, этим летом байдарка станет лучшим средством для передвижения. Неутешительный прогноз предоставляют синоптики.

Столичные дороги весьма часто преобразовываются в реки. Одной из причин затоплений служит поднятие грунтовых вод. Это случается, как следствие таянья снега и обильных дождей. Кстати, дождей в этом году будет много. Синоптики прогнозируют тропическое лето с обильными ливнями. Так почему же не справляются ливневые канализации? Что разрушает дороги Киева – столицы транзитной страны?

Вода и автомобилисты: катастрофа недооценена

Весна в Киеве началась с традиционных затопов на дорогах. Потопная ситуация наблюдается практически в каждом районе. Наиболее неординарный случай отметился между домом 12 по ул. Воскресенская и автостоянкой. Там образовалось настоящее озеро. Прохожие сообщают: супер-лужа бьётся током. Местные жители рассказывают, что такое озеро здесь появляется очень часто. Иногда на нем даже оседают утки.

На ул. Фанерной от лужи-гиганта в значительной мере пострадали автомобилисты. Пытаясь преодолеть стихию, некоторые автомобили заглохли в луже. Полноводная дорога отняла у некоторых водителей автомобильные номера и запчасти.

Эксперты отмечают: опасность луж на дорогах сильно недооценена. Под лужей может скрываться яма, гвоздь или другой предмет, способный спровоцировать аварийную ситуацию. В отличие от поддона двигателя и трансмиссии, воздухозаборник уязвим для глубоких луж. В результате может случиться гидроудар, приводящий к поломке двигателя.

Существенные риски также ожидают электропроводку, систему выхлопа и подвесок. Помимо колес также промокают диски и колодки. В этом случае вода становится своеобразной смазкой. В результате значительно увеличивается тормозной путь. Автоэксперты рекомендуют объезжать лужи, глубина которых превышает объем 2/3 диаметра колеса. В таких условиях возникает эффект аквапланирования, который делает машину неуправляемой.

Чрезмерное скопление воды на дорогах обусловлено многими факторами. Как отмечает Роман Хмель, глава управления общественного союза «Моя дорога», чтобы на дорогах не скоплялась вода, нужно строить дренажные системы по её краям. Но в целях экономии многие дороги строились без дренажных систем. Чтобы их установить, нужно делать капитальный ремонт.

Впрочем, часто, дорожные наводнения наблюдаются на участках с водосточными системами. В Киевавтодоре утверждают, что ливневые канализации строились еще в середине ХХ века. Поэтому, столичная ливневка не рассчитана на большое количество инфраструктурных объектов и не успевает пропускать весь объем воды. Сергей Головченко, заместитель ген. директора по вопросам строительства КП Киевавтодор сообщил, что основным врагами ливневых канализаций служат МАФы и стихийные рынки. Именно оттуда в водосточную систему весьма часто попадает мусор, который закупоривает каналы.

В КГГА констатируют: в целом чистка ливневых канализаций проводится регулярно и своевременно. В случае дорожных затопов на место инцидента выезжает аварийная служба. Но процесс откачки воды весьма длителен.

Провокатором ДТП может стать не только вода, пролитая с небес, но также та, которая протекает под землей.

Ежегодно в Киеве фиксируются случаи провалов асфальтового покрытия. Вместе с дорогой под землю уходят автомобилисты. Распространенной причиной таких аварий становятся прорывы теплопровода. Как сообщают в Киевводоканале, 78,5% труб эксплуатируются уже более 50-ти лет. 42% водопроводных труб и 31% канализационных сетей находятся в ветхом состоянии. Часть из них имеет аварийный статус.

Проблему дорожных затоплений усугубляет наличие ям. Вместе с тем, появлению дыр в асфальте способствует обильное накопление воды на дорогах.

Выбоины транзитного государства

Почти 95% украинских дорог находится в непригодном состоянии – констатирует Роман Хмель, глава управления общественного союза «Моя дорога». В столице этот показатель достигает 78%, как сообщает Сергей Головченко, заместитель ген. директора по вопросам строительства КП Киевавтодор.

За последние 2 года в Киеве прошло немалое количество ремонтов дорожного покрытия. В 2016 году было отремонтировано 44 объекта, в 2017 – 90 объектов. Столица отказалась от ямочного ремонта, который по своей сути является аварийным, то есть – временным. Теперь проводится исключительно карточный ремонт. В его ходе осуществляется замена асфальтового фрагмента в полную ширину дороги.

Столичный бюджет на 2018-ый год составил 49 млрд грн — на 11 млрд. грн больше, чем в 2017-ом году. Также повысился бюджет на строительство дорог. Мэр Виталий Кличко ранее сообщал:

«В 2016-м году мы отремонтировали 200 км дорог, в 2017-м — 300 км дорог и как минимум 300 км дорог мы планируем отремонтировать в этом году. За два года мы отремонтировали почти треть дорог города Киева. Но наша задача — максимум за три года Киев должен соответствовать европейским стандартам, что касается качества дорог». Как отмечают эксперты: качество асфальтового покрытия служит для избирателей своеобразным индикатором компетентности местного руководства.

 «Нужно признать, что боксер оказался умнее многих супер-чиновников», – отмечает Роман Хмель. Вместе с тем, эксперт сообщает: любой ремонт не имеет смысла, пока не устранены причины быстрого разрушения дорог. Так что же служит основным разрушителем асфальтового покрытия?

Супер-лужи лишь самый незначительный вредитель. По мнению экспертов, основными причинами глубокой украинской ямочности являются следующие факторы:

  • Несвоевременный ремонт;
  • Недостаточное финансирование на поддержание инфраструктуры;
  • Перевес транспорта;
  • Некачественное отведение влаги.

В период 2000-2015 гг, значительно снизилось финансирование на ремонт дорожной инфраструктуры. За это время практические не осуществлялись реставрация и строительство дорог. Ситуацию усугубили тяжеловесные фуры, большая часть которых ездит со значительным перевесом. Перегруженность этого автотранспорта связана с дороговизной грузовых перевозок через железнодорожное сообщение. В прочем, не только фуры и цементовозы превышают свои нормативы. Автобусы и маршрутки, катающиеся в час пик, обеспечивают ощутимый перегруз, стараясь набрать как можно больше пассажиров.

Превышение массы автотранспорта наказуемо. Правда, для исполнения закона не хватает средств. Во многомиллионном Киеве функционирует всего два пункта контроля веса.

Крушительное воздействие на асфальт также оказывает интенсивный столичный трафик.

Как решить проблему?

Высокий трафик и перегруженные фуры – насущные проблемы Европы и США, отмечает Роман Хмель. Предотвращать образование ям на дорогах помогают своевременный ремонт и прокладка цементных трасс. Основанием дороги служит арматура, поверх которой заливается бетон. Сверху на конструкцию укладывается слой асфальта. Такие дороги устойчивы к агрессивным погодным условиям и высоким нагрузкам.

В Украине пока насчитывается менее 200 км бетонных дорог. Для массового строительства таких трас в нашей стране существуют необходимые предпосылки. Одним из стимулирующих факторов служит развитое производство отечественного бетона.

Сергей Головченко не считает целесообразным строительство бетонных трасс:

«Цементобетонные покрытия нецелесообразно обустраивать в городах, поскольку такие покрытия значительно усложняют эксплуатацию и выполнения ремонтных работ на подземных инженерных сетях. Технология строительства таких дорог не предусматривает дальнейшего ямочного ремонта, а только полномасштабную замену бетонных плит. Это дорого. Также открытие движения по такой дороге возможно лишь через 28 суток после завершения укладки».

Но высокие затраты на прокладку компенсирует долгий срок эксплуатации. Асфальтовые дороги требуют основательного ремонта каждые 15 лет. Гарантийный срок бетонных трасс составляет 30 лет. Таким образом, по итогам 20-ти лет эксплуатации бетонной дороги, её экономичность в сравнении с асфальтовой дорогой составляет 40%. Снижение затрат обеспечивает отсутствие необходимости в ремонте. Отличным примером служит Бориспольская трасса, сделанная из бетона. Уже 15 лет она не подвергалась никакому ремонту. За этот период образовались лишь незначительные трещины на асфальтовом покрытии. Правда, инсайдеры сообщают, что благодаря относительной хрупкости асфальта госслужащие извлекают свои финансовые выгоды. Этот факт может стать значительным препятствием для строительства автодорог из бетона.

Роман Хмель смотрит позитивно на бетонные перспективы:

«За бетон сейчас идет борьба всех дорожных экспертов, которые болеют за свое дело».

По мнению эксперта, новая технология вскоре может массово практиковаться в Украине. Этому способствует активное лобби.

Но замешивая бетон, не стоит также забывать об устранении основных дорожных крушителей.

Роман Хмель сообщает: улучшение дорожной инфраструктуры начнется, когда в городе появится контроль массы тяжеловесных автомобилей. Также необходимо ввести независимый тех. контроль на строительстве дорог. Пока нет двух этих факторов, не стоит ожидать значительных улучшений в качестве дорожной инфраструктуры.

Автор: Юлия Мостовая